Пропорции тела человека

Содержание

Идеальные пропорции тела человека

Пропорции тела человека
Примерно в 1490 году великий итальянский ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи нарисовал свой знаменитый рисунок “Витрувианский человек”. Этот рисунок часто используется как символ симметрии человеческого тела.

На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями. Значение этого рисунка сложно переоценить.

Ведь пропорции являются средством создания гармоничного образа не только для архитекторов, художников, проектировщиков, но и для модельеров одежды.

Не знаете свой тип фигуры? Пройдите бесплатный тест..

Значение “Витрувианского человека” в том, что только идеальные пропорции тела человека позволяют позицию с разведенными руками и ногами вписать в круг, а с разведенными руками и сведенными ногами – в квадрат.

Однако сама теория пропорционирования (Леонардо да Винчи лишь воплотил ее в рисунке) была создана другим римским ученым и архитектором – Марком Витрувием Поллионом.

Позднее эта теория получила распространение в изобразительном искусстве и архитектуре.

Согласно этой теории следующие соотношения характерны для идеальных пропорций тела человека:

  • » длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони
  • » ступня равна четырем ладоням
  • » локоть равен шести ладоням
  • » высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)
  • » шаг равняется четырём локтям
  • » размах человеческих рук равен его высоте
  • » расстояние от линии волос до подбородка равняется 1/10 его высоты
  • » расстояние от макушки до подбородка равняется 1/8 его высоты
  • » расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • » максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • » расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • » расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • » длина руки составляет 2/5 его высоты
  • » расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • » расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • » длина ушей 1/3 длины лица

Теория золотого сечения

Однако теория пропорционирования Марка Витрувия Поллиона возникла намного позднее теории “золотого сечения” или “божественной пропорции”.

Принято считать, что объекты, содержащие в себе “золотое сечение”, воспринимаются людьми как наиболее гармоничные.

Пирамида Хеопса в Египте, Парфенон в Афинах, Собор Нотредам де Пари, картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза” и “Тайная вечеря”, Ботичелли “Венера”, Рафаеля “Афинская школа” и многие, многие другие объекты были созданы по принципу “золотого сечения”.

В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». Он измерил около 2000 человеческих тел и пришел к выводу универсальности золотого сечения. Деление тела точкой пупа – важнейший показатель золотого сечения.

Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской.

Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела – длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.

А какой у вас тип фигуры?

https://www.ask4style.ru/shape/body-shape-test.html

Тест на определение типа фигуры

А какой у вас тип фигуры?

https://www.ask4style.ru/poll_cossial/img/pear_small.jpg

Тип А

0

ГОЛОСОВАТЬ

https://www.ask4style.ru/shape/body-shape-test.html

Тест на определение типа фигуры

А какой у вас тип фигуры?

https://www.ask4style.ru/poll_cossial/img/hourglass_small.jpg

Тип Х

0

ГОЛОСОВАТЬ

https://www.ask4style.ru/shape/body-shape-test.html

Тест на определение типа фигуры

А какой у вас тип фигуры?

https://www.ask4style.ru/poll_cossial/img/rectangle_small.jpg

Тип Н

0

ГОЛОСОВАТЬ

https://www.ask4style.ru/shape/body-shape-test.html

Тест на определение типа фигуры

А какой у вас тип фигуры?

https://www.ask4style.ru/poll_cossial/img/inverted-triangle_small.jpg

Тип Т

0

ГОЛОСОВАТЬ

https://www.ask4style.ru/shape/body-shape-test.html

Тест на определение типа фигуры

А какой у вас тип фигуры?

https://www.ask4style.ru/poll_cossial/img/apple_small.jpg

Тип O

0

ГОЛОСОВАТЬ

https://www.ask4style.ru/shape/body-shape-test.html

Тест на определение типа фигуры

А какой у вас тип фигуры?

https://www.ask4style.ru/poll_cossial/img/slender_small.jpg

Тип I

0

ГОЛОСОВАТЬ

Проголосуйте с помощью аккаунта в социальных сетях

Источник: https://www.ask4style.ru/shape/body-harmony.html

Пропорции человека для рисования

Пропорции тела человека

Рисовать натюрморты, пейзажи, конечно, здорово. Но в творческой жизни любого художника наступает момент, когда в душе просыпается интерес к человеку. Он берется за карандаш или кисть, бежит к холсту и… Понимает, что не знает, с чего начать.

Мы видим людей вокруг себя каждый день, видим свое отражение в зеркале, но отчего-то именно изображение человеческого тела дается мастерам изобразительного искусства с таким трудом. А ведь чтобы правильно изображать людские фигуры, Вам необходимо знать пропорции человека для рисования.

Именно с изучения основ пластической анатомии, соотношения отдельных частей тела друг с другом начинается творческий путь любого творца искусства.

Точка, точка, огуречик…

Вопреки известной детской считалочке, человек не состоит из одних только точек и палочек. Наша внешняя оболочка многогранная и красива, особенна и в то же время обладает общими, присущими каждому индивиду чертами. Так давайте же разберем основополагающие моменты, касающиеся пропорций тела человека, которые так необходимы для рисования.

На сегодняшний день разработано около десятка различных методик и подходов, чтобы определить «идеальную человеческую фигуру». Все они имеют право на существования, ведь люди – не копии друг друга, а индивидуальные личности. Но мы разберем наиболее популярные способы расчёта пропорций человека для рисования, которые подходят для начинающих.

Стоит запомнить, что в живописи тело человека делят на восемь частей:

  1. Голова (от макушки до подбородка).
  2. Верхняя часть грудной клетки (от подбородка до сосков).
  3. Нижняя часть грудной клетки (от сосков до пупка).
  4. Таз (от пупка до промежности).
  5. Верхняя часть ноги (до середины бедра).
  6. Нижняя часть ноги (до колена).
  7. Икроножные мышцы.
  8. Голень и стопа.

Благодаря такому разделению художнику гораздо легче рисовать пропорциональных людей. Появляются точки отсчета, ориентиры, которые помогают карандашу двигаться в правильном направлении.

Дядя Степа и Карлик Нос: где найти «золотую середину»?

Первое, что бросается в глаза при взгляде на человека – его рост. Эталонной единицей его измерения в изобразительном искусстве стала голова. К настоящему времени выработалось несколько стандартов такого подхода. Первый – нормальный. Такой тип пропорции используется в академической живописи. Вмещает 7 «голов».

Второй, недалеко ушедший от него, идеалистический стандарт. Состоит из 8 «голов». Применяется в практике подавляющим большинством художников современности. Именно его мы назовем «золотым». Используя такой подход, довольно легко поделить человеческое тело на восемь равных частей, о которых мы говорили выше.

Следующие два типа тоже достаточно интересны – модельный и героический. Первый состоит из 8 с половиной «голов», а второй из 9. Люди, изображенные с их помощью, выглядят действительно подиумными моделями или мифическими героями с исполинским ростом. Присмотритесь к каждому из способов и поэкспериментируйте с ними.

Внешний вид получившихся у вас людей будет заметно отличать друг от друга. Это поможет освоить данный навык, понять, какой из методов подходит именно Вам.

Начнем рисовать!

Остальные пропорциональные соотношения разберем по ходу дела. Итак, наметьте на листе места, где будут располагаться макушка и пятки будущего человека. Проведите между точками вертикальную линию и разделите ее на 8 равных частей.

При этом первая линия должна проходить на уровне подбородка, а последняя – стоп. Высота каждой части, как мы помним, составляет голову.
Расстояние между самыми удаленными точками (плечами) равняется высоте 2,3 головы. Уже проведенной вертикальной линией мы делим ее пополам.

Также необходимо запомнить следующие ключевые моменты:

  • ширина талии равна целой голове, при этом у мужчин она находится ниже, чем у женщин;
  • локти располагаются на уровне пупка, а пальцы рук доходят до середины бедра;
  • бедра уже плеч;
  • туловище женщин имеет округлые очертания, в то время как мужчины трапециевидны и угловаты;
  • рука от локтя до кончиков пальцев равна по длине ноге от колена до пятки;
  • шея – не цилиндр, а поэтому сужается книзу, а переход от нее к плечам должен быть трапециевидным;
  • не забывайте про естественные изгибы тела!

Чтобы хорошо понять последний пункт, нужно уделить немного времени изучению мышечных групп человеческого тела. Благодаря им мы не выглядим ровными геометрическими фигурами, а имеем плавные и красивые очертания. Для расчёта длины стоп и ладоней для рисования используют также пропорции головы человека.

Подошва ноги и ладонь мужчины занимают большую ее часть, у женщины соответственно меньшую.

Измерение пропорций лица человека для рисования проводится с помощью длины указательного пальца.

Именно ей соответствует высота уха, расстояния между зрачками, от внутреннего угла одного глаза до наружного края другого, от подбородка до кончика носа, от бровей до линии роста волос. Конечно, в одной статье трудно вместить все нюансы рисования человеческой фигуры.

К тому же, многое приходит с опытом, так что дерзайте. Не бойтесь пробовать и ошибаться, главное – желание, и тогда у Вас точно все получится!

Источник: https://izokurs.ru/blog/proportsii-cheloveka-dlya-risovaniya/

Основы анатомии человека: разнообразие пропорций тела

Пропорции тела человека

На последнем занятии мы изучили основные, формирующие пропорции и их точки привязок на теле человека и на практике вы должны были заметить некоторое разнообразие. Наиболее очевидна разница между мужчиной и женщиной, но иллюстратор должен быть знаком и с возрастными изменениями (по мере старения), и с типами.

Мужские и женские пропорции тела

Мужские и женские пропорции имеют различия из-за разницы скелетов (или их частей), определяющих пол. Имейте в виду, однако, что по вертикальной оси нет никакой разницы: суставы не двигаются вверх или вниз.

Разница относится больше к осям по горизонтали и связана с шириной в определённых местах тела.

Как будет выглядеть рисунок основы женской или мужской фигуры? На структурном уровне, с которым мы работаем, есть только одно основное различие, остальное – небольшие вспомогательные детали.

Соотношение плечи/бедра

Основным будет различие в соотношении ширины плеч к ширине бёдер. Женщины имеют гораздо более широкую тазовую кость, чем мужчины, поскольку они должны будут выносить и родить ребёнка. Этот единственный факт влияет на строение всего тела.

Это значит, что, если у женщин бёдра самая широкая часть, а талия, по контрасту – самая узкая, то у мужчин самая широкая часть – плечи и ширина талии едва отличается от ширины бёдер.

  Общий женский силуэт напоминает песочные часы, в отличие от мужского, в форме трапеции.

Чтобы дать представление о соотношениях (довольно общие, потому что их нужно точно измерять каждый раз), к нашей основной фигуре (посередине) я добавила направляющие линии по бокам, на ширину головы в каждую сторону. Эти линии отмечают жёлтые зоны, где находятся плечи и кости таза фигуры.

Чтобы превратить базовую фигуру в женскую, надо раздвинуть тазовую кость до границ жёлтой зоны. Плечи могут быть разными, но всегда в этих пределах. (Обратите внимание, как изменяются ноги: бёдра снижаются к коленям, которые остались на своём месте, гораздо более широким конусом. Мужские ноги смотрятся более вертикально в сравнении с женскими).

Для нейтральной мужской фигуры тазовая кость должна быть уже плеч, вынесенных за жёлтую зону. Здесь снова могут быть варианты, но плечи всегда стремятся наружу жёлтой зоны.

Это сказывается на расположении рук, что видно на предыдущем рисунке и наблюдается в жизни: локти женщин больше прижаты к телу, а в покое следуют его очертаниям. У женщин руки всегда прижаты к телу.

Тем временем мужские плечи, будучи «подальше», позволяют рукам свободно свисать вдоль туловища.

Линия талии и локти

У женщин линия талии находится на уровне пупка, а мужская намного ниже. Поэтому мужской торс выглядит длиннее.

Помню, как в начале своей карьеры одинаково рисовала торсы и линию пояса брюк для обоих полов и долго удивлялась, почему мужчины смотрятся неестественно.

Поэтому следите, чтобы не выровнять локти с этой явно заниженной талией! Точкой привязки локтевого сустава будет пупок, так что, в отличие от женской фигуры, у мужчин локти будут казаться выше уровня талии.

Округлости против угловатости

Собираясь рисовать очертания фигуры, правильным будет женскую фигуру делать округлыми линиями, а мужскую более угловатыми чертами, по общему впечатлению от типа телосложения.

В-общем, женское тело состоит из мягких округлостей: грудь и ягодицы, ведь известно, что в натуральном виде у женщин больше подкожного жира. Мужские фигуры угловаты и линии мускулатуры более резкие.

Конечно, здесь возможно много вариантов и надо подстраиваться – угловатыми штрихами рисовать сухощавых женщин, а мягкими рыхлых мужчин. Однако, обратите внимание, что на стройных телах живот женщин слегка выгнут, а ягодицы округлены.

Мужское тело более плоское в районе живота и ягодиц.

Тазобедренные суставы

Маленькая, но важная деталь: рисуйте женские тазобедренные суставы снаружи тазовой кости. Они визуально выступают на теле и это заметная особенность. Наоборот, тазобедренные суставы мужчин оставляйте внутри тазовой кости.

Другие детали

  • У обоих полов ладонь и стопа чуть шире половины лица. Но, относительно лица, у мужчин они длиннее.
  • Женский позвоночник более гибок и выглядит более дугообразно, чем у мужчин.
  • Ну и, наконец, мужчины выше ростом!

Насколько всё это важно?

Для иллюстрации посмотрите, как выглядит мужчина, изображённый в женских пропорциях и наоборот.

Даже с добавлением половых признаков, вроде волос и груди, благодаря пропорциям бёдра/плечи, тела выглядят иначе.

Мужские и женские тела могут иметь отклонения в ту или другую сторону от природных пропорций, как мы видели, но это не меняет облик кардинально. Беден тот художник, который рисует разнополые тела, опираясь лишь на поверхностные половые признаки. На следующем занятии мы поближе рассмотрим базовые типы тела (соматические), сложенные из комбинации костяка и мускулатуры.

Пропорции и возраст

В этом разделе описываются детали изменений пропорций с рождения до окончания роста,  который знаменует собой конец отрочества и начало взрослой жизни.

Здесь есть возможность манёвра, поскольку люди не растут одинаково даже в одной семье, не говоря о мире.

Тем не менее, усреднённая модель полезна при отображении персонажа определённого возраста и мы ещё обратимся к иным деталям тела и лица.

Новорожденный (от 0 до 1 месяца)

Заметьте, какие в эту пору короткие бёдра: у взрослого в этом положении колени достают до плеч, а здесь бёдра и плечи едва ли не одной длины и поэтому колени и локти стыкуются.

В этом возрасте большую часть времени мы находимся в положении плода и, когда я говорю про общую длину, равную около 2,5 головы, ноги не учитываются.

А вот голова новорожденных выглядит непропорционально большой в сравнении с остальным телом.

Дети (от 1 месяца до 1 года)

К трём месяцам пропорции меняются несильно, но тело заметно толще и с вытянутыми ногами появляется впечатление резкого роста. Стоя (некоторые дети встают рано) 10-месячные уже похожи на малышей, но ещё с характерным признаком отсутствия шеи.

Малыши (от 1 до 4 лет)

Очевидно, что чей-то взрослый рост будет равен их двойному росту в возрасте 2 лет. В любом случае, малыши – самые маленькие люди, которые могут стоять вертикально, как и все. Голова по-прежнему очень велика для тела (уже близкого к его взрослому размеру), ноги короткие (чуть более трети общего роста, в отличие от половины для взрослого), и появляется шея.

Дети (от 5 до 11 лет)

Рост в детстве, конечно, продолжается, вы видите пример ребёнка между 7 и 9 годами. В этом возрасте дети более худощавые, поскольку младенческий жир сошёл (правда, позже, в период созревания, немного веса добавится).

Обратите внимание, что тонкая шея вырастает из почти горизонтальной линии плеча, потому что трапециевидные мышцы и мышцы шеи не развиты.

Я упоминаю эту деталь, потому что рисунок ребёнка с полностью развитой плечевой линией может невольно показаться очень странным!

Подростки (от 12 до 17 лет)

До этого этапа мы не делали различий между мальчиками и девочками, потому что половой диморфизм до этих пор не проявлялся.

Как вы знаете, мы определяем пол младших детей только по тому, как мы их одеваем и подстригаем, но в этом возрасте очень легко спутаться. Половая зрелость – это такой период жизни, когда гормоны прут и тело становится зрелым.

Женщины начинают созревать раньше, между 8 и 13 годами. Мужчины где-то с 9,5 до 14. На уровне конституции:

  • Увеличивается разница между талией и бёдрами. Поскольку масса жира нарастает на животе, ягодицах и бёдрах, в этом блоке увеличивается объём, что является признаком полностью зрелой женщины.
  • У мальчиков расширяются плечи.

У обоих полов голова по-прежнему больше, чем во взрослом возрасте, а конечности (кисти, ступни, даже руки и ноги) могут расти быстрее, чем остальные части тела, придавая нескладный и неуклюжий облик. То же самое происходит и у животных!

Следующим этапом роста является ранняя зрелость, где окончательные пропорции устанавливаются так, как они объяснялись в разделе, посвящённом мужчинам и женщинам.

На данный момент нет необходимости разбирать другие возрастные группы, потому что структура тела больше не меняется.

Я только упомяну, что в старости кости начинают терять массу, поэтому происходит потеря роста и тело может резко усохнуть, делая шею на вид короче и удлиняя руки.

И снова, насколько всё это важно?

Вот шеренга из четырёх человек…

Первые две фигуры точно пропорциональны своему размеру. Третья показывает, что получится, если нарисовать ребёнка, используя взрослые пропорции: крошечный взрослый! Это работает, если вы рисуете фею или муравья, но определённо не относится к ребёнку.

Верно и обратное: на четвёртой фигуре изображён вполне взрослый человек с детскими пропорциями. Взрослый, сформированный таким образом, выглядел бы неуместно, если бы даже его череп вырос таким большим.

Несмотря на неизбежные варианты из-за человеческого разнообразия, существует определённая минимальная высота, ниже которой взрослые пропорции просто выглядят иначе, чем норма.

Маленькие женщины – это всего лишь «уменьшенные» женщины; если бы они были очень короткими, их пропорции имели бы слегка детские характеристики.

Верно и обратное: чрезвычайно высокие люди выглядят вытянутыми, а не просто увеличенными.

Несмотря на грубость наброска, мы можем разглядеть крепкого, высокого мужчину, взрослую женщину небольшого роста и подростка (или, возможно, девочку). Как можно судить об этом, когда нет внешних признаков, а подросток примерно того же роста, как женщина? Вся информация в пропорциях.

Начинающий художник подумает, что слишком сложно запомнить все приведённые схемы, но бессознательно мы носим в голове полный каталог шаблонов пропорций и понимание того, что они означают.

В этом изображении ваше подсознание не может пропустить контрольные подсказки широких бёдер женщины (признак зрелости) и неразвитое тело подростка (ни плечи, ни бёдра не расширились).

Это не означает, что вы не можете рисовать взрослых с сознательно недоразвитыми чертами (например, узкие плечи), но при неправильном отображении это может вызвать недоумение. Вы заметите, что рисунок взрослого человека выглядит не совсем правильно, но не сможете понять, почему.

Этнические признаки

Набор различий в пропорциях телосложения, о котором я говорила выше, зависит от культуры. Он растёт, если мы путешествуем или иным образом подвергаемся этническому воздействию, но это происходит и хорошо нам известно.

Вот почему нам, на западе, японские женщины часто кажутся моложе, чем они есть: на большинстве изображений их бёдра остаются более узкими даже во взрослом состоянии, чем у европейских женщин, таким образом сбивая важный визуальный стереотип.

Если мы нарисуем японскую женщину с тем же типом тела, что и у нашей “родной” европейской (включая более широкие бёдра), мы зададим себе вопрос, почему она больше похожа на европейку, чем на азиатку.

Усреднённые типы телосложения действительно меняются во всем мире, и, если вы проводите достаточно времени среди определённой группы или постоянно видите их в кино, вы узнаёте их по телосложению. Это большое исследование, для которого я сделала диаграммы в другом месте, но позвольте мне проиллюстрировать здесь очень вольно фундаментальное различие типов строения скелета.

Существуют десятки этнотипов, каждый из которых имеет свои особенности, но на самом базовом уровне строения скелета можно наблюдать общие различия между тремя крупнейшими этническими группами человечества.

Поскольку необходимое исследование выходит далеко за рамки этих занятий, я напишу, чтобы дать понимание: осознание чрезвычайного многообразия человеческой фигуры и, как это ни парадоксально, необходимость иметь общие черты в качестве отправной точки, нужны, чтобы не потерять основное строение, к которому мы все относимся.

Время практики

До следующей встречи попробуйте теорию на практике. Вот несколько способов её применения, чтобы подготовиться к уроку «Основы анатомии человека»:

  • Наблюдайте, наблюдайте, наблюдайте! Смотрите на людей вокруг вас, мужчин и женщин, на этот раз с прицелом на то, что в их строении делает их разными. Смотрите на детей разного возраста, на людей разного этнического происхождения, в Интернете или лично.
  • Выкопайте фотографии своего детства (или ваших детей) в разном возрасте и нарисуйте их основные фигуры. Не копируйте – создайте комбинацию впечатления и скелета, как мы это делали до сих пор. Будет особенно интересно, если вы сможете найти фотографии в похожей позе в разные моменты времени, так вы увидите, как изменяются пропорции.
  • Нарисуйте толпу фигур различных пропорций из головы. Что-то выглядит не так? Если да, можете ли вы определить, почему?

Источник: https://design.tutsplus.com/ru/articles/human-anatomy-fundamentals-advanced-body-proportions--vector-19869

Пропорции фигуры человека. Идеальные пропорции женщины, мужчины, детей, стариков

Пропорции тела человека

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более.

Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела».

Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи, представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом. Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры«.

С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным, т.к.

нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому.

Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей, которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров, так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции.

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов, но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным.

На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов  — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты. Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи.

Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс.

Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины. Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные.

Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится  выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом, напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии.

Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщиныРаспределение жира у мужчины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели, как правило, сокращаются, становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека.

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса «Как нарисовать человека».

В статье использовались материалы книг:— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;

— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

Источник: http://www.web-paint.ru/uroki-risovaniya/kak-narisovat-cheloveka/proporcii-figury-cheloveka-idealnye-proporcii-zhenshhiny-muzhchiny-detej-starikov.html

Коэффициент пропорциональности тела: идеально – не всегда красиво

Пропорции тела человека

Стандарты красоты женского тела менялись из поколения в поколение. Сегодня параметры идеальной фигуры выражаются в цифрах 90\60\90. Однако далеко не всем представительницам прекрасного пола удается достичь таких параметров, да и не всем это нужно.

Пропорции тела не могут быть у всех женщин одинаковыми, прежде всего, потому, что существует такое понятие как конституция тела, данная нам природой.

Какие бывают типы телосложения и как определить, насколько идеальны пропорции вашего тела, опишем далее в статье.

Венера Милосская как образец идеальных пропорций тела

На протяжении многих веков люди науки ломали голову над выведением формулы идеальных параметров человеческого тела. В результате идеалом женской красоты стали считать древнегреческую богиню Венеру Милосскую, а мужской – Аполлона Бельведерского. При создании статуй, изображающих этих богов, скульпторы тщательно соблюдали вычисленные учеными идеальные пропорции тела.

Таким образом, для тех времен идеальными считались следующие параметры:

  • голова должна была составлять 1/7 часть от роста человека;
  • ноги – 1/6 часть от роста;
  • запястье – 1/10 часть от роста.

Центральной точкой человеческого тела в пропорциональном соотношении должен был быть пупок.

Что же касается Венеры Милосской, то рост богини составлял 164 см, объем груди – 86 см, объем талии – 69 см, а объем бедер – 93 см. Следует отметить, что многие люди и по сей день считают подобные пропорции женского тела совершенными. Тут, что называется, дело вкуса.

Модель, богиня или толстушка: три вида телосложения у женщин

В медицине для определения вида конституции человека, как правило, используют метод М.В.Черноруцкого.

Чтобы установить тот или иной вид телосложения человека необходимо рассчитать индекс Пинье (ИП). Для этого нужно знать рост человека (L, см), его вес (Р, кг), а также окружность грудной клетки (Т, см). Определить индекс Пинье можно по формуле: ИП = L – (Р + Т).

При значении ИП выше 30 человек обладает астеническим телосложением (гипостеник или астеник). Если ИП варьирует от 10 до 30, это говорит о нормальном телосложении (нормостеник). Когда ИП ниже 10, перед вами человек с пикническим типом телосложения (гиперстеник).

Три вида телосложения: астеник, нормостеник, гиперстеник.

С помощью определения вида конституции человека можно вычислить его оптимальный вес и установить степень необходимости коррекции фигуры.

Астенический вид или тонкокостный.

Обладательницы такого тела выглядят изящно. Движения астеников грациозны и женственны. Легкость походки у них сохраняется до самой старости. Именно девушки с астеническим телом преобладают на подиумах.

Внешние признаки гипостеников:

  • длинные ноги и руки;
  • тонкие удлиненные пальцы;
  • узкие и длинные ступни;
  • тонкая и вытянутая шея;
  • недостаток мышечной массы.

Девушки с таким видом телосложения редко бывают склонны к полноте, всегда энергичны и подвижны.

Нормостенический вид или нормокостный.

Данный вид считается идеальным, так как все части тела смотрятся пропорционально и гармонично. Такой пропорциональный тип позволяет женщинам выглядеть великолепно в любом одеянии.

Внешние признаки нормостеников:

  • средний рост;
  • пропорциональная фигура;
  • стройные сильные ноги;
  • осиная талия.

Гиперстенический вид или ширококостный.

Гиперстенический вид является противоположностью астенического телосложения. У обладательниц такой конституции поперечные величины тела увеличены: грудная клетка, плечи и тазобедренная кость довольно широкие. Утолщенная костная система тяжелая.

Внешние черты гиперстеников:

  • низкий либо средний рост;
  • мягкое и округлое тело;
  • ярко выражены жировые отложения;
  • расплывающееся туловище с крупным животом;
  • большая круглая голова с плоским контуром темени;
  • короткая массивная шея;
  • слегка коротковатые ноги.

Люди с ширококостным телосложением склонны к лишнему весу.

Изменить телосложение можно лишь частично в раннем детском возрасте с помощью определенных видов тренировок. Телосложение взрослого человека изменить невозможно. Тип конституции, как правило, сохраняется до самой старости.

Чтобы узнать, к какому виду относится ваше телосложение, достаточно вооружиться мерной лентой и измерить окружность запястья. Если она равна менее 16 см, то вы обладатель астенического телосложения, длина окружности запястья от 16 до 18,5 см – признак нормокостного вида, если же этот параметр достиг отметки 18,5 см, тогда у вас телосложение гиперстенического типа.

Как рассчитать пропорции тела

Зная длину тела человека в положении стоя и сидя, можно вычислить коэффициент пропорциональности тела по следующей формуле:

КП = ((L1 – L2) / 2) х 100, где L1 – длина тела в положении стоя, L2 – длина тела в сидячем положении.

В норме KП = 87% – у женщин и 92% – у мужчин.

Теперь рассмотрим все параметры всех частей женского тела по отдельности.

Рост – это некорректируемый параметр, который чаще всего берется за основу при вычислении пропорций тела. Для девушек идеальным считается рост 166 – 170 см. У кого этот показатель ниже, рост считается ниже среднего, у кого выше – рост выше среднего. К данным цифрам допускается прибавление или вычет 2 см, что вполне соответствует пропорциям.

Ноги. Их длина при идеальном росте должна быть на 4 – 6 см больше половины тела. Так, например, при росте 170 см идеальная длина ног должна равняться примерно 90 см (измеряется длина ног обычно от выступающей бедренной кости).

Кроме того, существует специальный индекс, характеризующий длину ног. Его называют индекс скелии либо индекс Мануврие.

I = (длина ноги / рост сидя) х 100

Если величина индекса не достигает отметки 84,9, значит, ножки коротковаты. При величине индекса от 85 до 89 можно говорить о средних ногах. Ну а если индекс равен 90 и выше, речь идет о длинноногом человеке.

Шея, запястье и талия. Немаловажным параметром также являются объемы. Правильная пропорция тела подразумевает соотношение объема талии к объему шеи, как 2:1, тогда как объем шеи должен быть равен 2 объемам запястья. А чтобы тело считалось пропорциональным соотношение объема талии и бедер должно составлять 0, 7.

Окружность талии рассчитывается просто: нужно от высоты роста отнять 100.

В таблице, приведенной ниже, указаны параметры идеальной талии в зависимости от роста.

Рост (см)Окружность талии (см)
148-15055
151-15256
153-15457
155-15658
157-15859
159-16060
161-16261
163-16462
165-16663
167-16864
169-17065
171-17266
173-17467
175-17668
177-17869
179-18070
181-18271
183-18472
185-18673
187-18874
189-19075

Грудная клетка. Если при расчете пропорциональности тела брать за основу окружность, то у девушек идеалом считается окружность грудной клетки равная половине ее роста и еще плюс 2,5 см. Идеальной окружность бюста считается, если к окружности грудной клетки прибавить 8 – 10 см.

В чистом виде все перечисленные виды конституции встречаются редко. У многих людей они скомбинированы: верхняя часть тела принадлежит одному типу, а нижняя — другому и т. д. но это не значит, что отсутствие пропорциональности может сделать людей некрасивыми и непривлекательными. Отклонение от пропорций это и есть секрет уникальности и индивидуальности.

Фенотипическая конституция важна не столько для внешней привлекательности, сколько для здоровья и общего самочувствия человека. Вид телосложения передается по наследству от родителей к детям, определяя их склонности и предрасположенности. Осведомленность об особенностях своего телосложения позволяет подобрать эффективную диету с целью похудения или методы лечения того или иного заболевания.

Онлайн калькулятор определения пропорциональности тела. Норма пропорциональности тела по данному калькулятору:

  • для женщин от 54 до 62;
  • для мужчин — от 46 до 52.

Источник: https://IaKosmetolog.ru/ortopedia/koefficient-proporcionalnosti-tela.html

7 пропорций тела человека, которые необходимо знать художнику

Пропорции тела человека

Однако, принимая во внимание, количество существующих методов измерения пропорций (канонов), мы должны понимать, насколько по-разному можно трактовать пропорции, и то, что, возможно, ни один из этих методов не является досконально точным.

Что такое пропорции?

Пропорции – это соотношения между собой ширины, высоты и глубины объекта.

Чтобы нарисовать правдоподобное изображение чего угодно, независимо от того, что это или кто это, нам необходимо максимально точно передать соотношения пропорций этого объекта.

Например, на рисунке справа, ширина и высота ободка кружки, примерно равны, в то время как глубина кружки примерно в полтора раза превышает ширину. Эти пропорции характерны для данной кружки, именно в данной ситуации.

Что случится, если я изменю пропорции? Нарисованная кружка не будет в точности походить на ту кружку, что находится передо мной, но она все равно получится довольно узнаваемой.

Однако, если нам нужно нарисовать человеческую фигуру или портрет, случайное изменение пропорций может привести к заметным искажениям, из-за которых рисунок станет неправдоподобным.

Мелкие погрешности в пропорциях тела лишь уменьшат сходство с конкретным человеком, в то время как крупные ошибки могут серьезно исказить анатомическое строение.

Совсем неудивительно, что художники во все времена пытались выработать единый стандарт измерения пропорций!

Как удобно было бы, просто запомнить такую систему, и во всем на нее полагаться…но можно ли в действительности полагаться на какую-нибудь из этих систем, в независимости от того, кого мы рисуем?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, давайте взглянем на краткую историю канонов пропорций.

Краткая история канонов

Каждый канон (система измерения пропорций), рождался в поиске определенного идеала красоты. Так как понятие красоты очень субъективно и изменчиво, такими же, на протяжении всей истории, были и каноны.

Например, прославленный древнегреческий канон, созданный Поликлетом, формирует облик сильного, мужественного атлета, который достиг успехов в гимнастике и прекрасно владеет оружием.

Типичный пример работы в этом каноне – статуя Дорифора, одна из самых знаменитых статуй эпохи Классической Греции.

В наше время не часто встретишь людей, чье тело полностью соответствует современным “идеалам” красоты, так, вероятно, и во времена Поликлета, немногие могли похвастаться таким “идеальным” телом, как у Дорифора.

Кроме того каноны использовались для установления единиц измерения, с помощью которых тело было удобно разбивать на части, которые потом составлялись в “идеальные” пропорции. Например, в древнейшей системе пропорций, древнеегипетском каноне, такой единицей измерения была длина среднего пальца. Считалась, что она равна 1/19 длины всего тела.

В древнегреческом каноне Поликлета единицей измерения была выбрана ладонь.

Древнеримский архитектор и писатель Марк Витрувий считал, что высота головы составляет 1/8 от общей высоты человека.

Леонардо Да Винчи продемонстрировал многие идеи Витрувия с помощью знаменитого изображения “витрувианского человека”, на котором изображен человек в двух позах, наложенных друг на друга, вписанных одновременно в круг и в квадрат.

Каноны пропорций в наши дни

Как вы могли догадаться, поиск совершенных методов измерения пропорций является бессмысленным занятием. Человеческие тела настолько различны, что все они никогда не смогут вписаться в единый стандарт. Уникальность каждого из них, является наиболее сложной и увлекательной частью изображения фигуры. Тем не менее:

Знание нескольких, самых основных пропорций окажет нам существенную помощь в рисовании, если мы будем применять это знание в комбинации с внимательным изучением тела конкретной модели.

Сегодня самой распространенной единицей измерения является голова. Считается, что общая длина тела составляет в среднем 7,5 – 8 голов.

В чем разница между фигурами высотой 7,5 и 8 голов?

Фигура высотой 8 голов будет иметь очень длинные ноги, такие как у топ-моделей, в то время как фигура высотой 7,5 головы выглядит более среднестатистической. Обратите внимание, что эти обобщения тоже не следует считать правилом.

Семь пропорций тела человека

Прежде чем углубиться в изучение, пожалуйста, запомните, что данные пропорции относятся к стоящей фигуре. Если фигура наклонена, сидит или лежит, измерять пропорции будет гораздо сложнее, и возможно, они не будут совпадать с пропорциями приведенными ниже.

Вот семь пропорций стоящей фигуры, которые полезно запомнить: 

1. Высота фигуры примерно 7,5 голов.

2. Линия сосков находится на расстоянии примерно двух голов от макушки.

3. На расстоянии примерно трех голов от макушки находится пупок.

4. На расстоянии примерно четырех голов от макушки располагается лобковая кость.

5. Лобковая кость делит фигуру вертикально пополам. Она находится в центре фигуры.

6. Запястье находится примерно на одной линии с выступом бедренной кости.

7. Локти расположены на одной линии с пупком.

Система пропорций человеческой фигуры: за и против

За:

  • система пропорций дает вам основные ориентиры для определения верных расстояний
  • пропорции помогают создать более точный рисунок, если сравнивать их с пропорциями конкретной модели
  • запоминание пропорций окажет незаменимую помощь в рисовании по памяти или “из головы”
  • запоминание пропорций поможет вам дать волю воображению, например, аниматор может принять решение удлинить или укоротить фигуру на одну-две головы, в случае, если он рисует вымышленного персонажа

Против:

  • если слишком сильно полагаться на заученные пропорции, это может привести к тому, что вам будет лень разглядывать модель и ваши рисунки станут безжизненными
  • из-за огромного разнообразия фигур и типов телосложений, ни одна система пропорций не может считаться непреложным правилом

Используем пропорции эффективно

Система пропорций может сделать ваши рисунки более универсальными или наоборот, более специфичными, в зависимости от того, как вы ее используете. Как, зная пропорции, добиться большей точности в рисунке?

Не ожидайте, что модель будет полностью соответствовать пропорциям, представленным выше, вместо этого, используйте их, чтобы найти различия. Например, вам известно, что пупок обычно находится на три головы ниже макушки. Измерьте и выясните, справедливо ли это правило по отношению к вашей модели.

Если нет, то в процессе измерения, вы сможете определить, на какой высоте находится пупок именно у того человека, которого вы рисуете.

Знание пропорций поможет вам развить то особое чутье, которое позволяет вычислять верное расстояние на глаз, даже если пропорции модели далеки от классических.

Источник: Ссылка

Источник: https://urokiakvareli.ru/7-proporcii-tela-celoveka-kotorye-neobhodimo-znat-hudozniku

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.