Мотивация как проявление потребностей личности

Содержание

Мотивация личности

Мотивация как проявление потребностей личности

Мотивация личности — это побуждение, которое толкает нас к действию. Под мотивацией также понимают способность индивида эффективно и деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация личности в психологии — это динамический процесс, включающий в себя психофизиологические механизмы, которые управляют поведением человека и определяют его устойчивость, направленность, организованность, активность.

Мотивация и личность Маслоу

В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго.

Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни.

Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма.

Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.

А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы.

Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение.

Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.

Мотивация поведения личности

Обусловленная актуализированной потребностью в возбуждении определенных нервных структур мотивация поведения личности провоцируется направленной активностью организма.

Так способны возникнуть познавательная, пищевая, половая, защитная, а также другие виды мотивации.

От мотивации в поведении личности зависит пуск в коре головного мозга чувственных возбуждений, а также ослабление или усиление их.

Эффективность внешнего стимула происходит, как от объективных качеств, так и от мотивации. Сытый организм не будет реагировать на привлекательную пищу.

Внешние раздражители превращаются в стимулы после необходимой мотивации организма. Далее мозг моделирует параметры объектов, которые нужны для удовлетворения потребности, и разрабатывает схемы деятельности.

Эти схемы деятельности способны быть инстинктивными, врожденными или основанными на опыте.

Мотивация поведения личности всегда эмоционально насыщена, а то, к чему человек стремится, его эмоционально волнует. Все мотивации человека выступают модификацией потребностных состояний.

Под мотивационными состояниями человека понимаются желания, интересы, стремления, влечения, намерения, страсти, установки.

Интересы выражаются в насыщенной направленности непосредственно на объекты, которые связанны со стабильными потребностями индивида. Интересы проявляются в чрезмерном внимании к объектам, которые имеют устойчивую значимость. Интересы выступают мотивационно-регуляционными механизмами поведения человека, которые определяются иерархией сформированных потребностей.

Важно понимать, что связь потребностей с интересами не прямолинейна, зачастую она не осознается. Сами интересы бывают опосредованные и прямые, и появляются они со средствами достижения целей. Интересы значительно влияют на психические процессы, активизируя их.

В зависимости от потребностей интересы делятся по содержанию (на духовные и материальные), по устойчивости широте (на разносторонние и ограниченные), по устойчивости (на кратковременные и устойчивые). Интересы способствуют стимуляции человека к деятельности, а также сами формируются в деятельности.

Удовлетворение интересов способствует формированию еще более разветвленной системы интересов. Выступая, как ориентационная основа поведения личности, интересы превращаются в основные психологические механизмы поведения.

Широта и глубина интересов личности выражают полноценность его жизни. Для асоциальной личности характерна эгоистическая направленность, узость, меркантилизм, утилитарность. Личностная характеристика включает в себя круг интересов данного человека. Страсти, желания и влечения тесно связаны с интересами человека.

Желания – это определенный этап созревания потребностей, которые соотносятся с целью, а также планом действий. Желания это мотивационное состояние личности, при этом потребности соотносятся с предметом их удовлетворения. Желания связаны с эмоциональными стремлениями тяготения к объекту желания. Человеческие желания делятся на три группы:

-необходимые и естественные (желание пить, утолить голод, спать, отдыхать);

— естественные, которые однако не выступают необходимыми (интимные желания);

— неестественные и ни необходимые (жажда славы, превосходства над людьми, лидерства, власти, первенства).

Страсть выражается в аффективном стойком стремлении к определенному объекту, при этом страсть-потребность доминирует и управляет жизнедеятельностью человека.

Страсть интегрирует эмоциональные и волевые побуждения. Страсть бывает отрицательной или положительной и это зависит от стремлений человека.

Большинство отрицательных страстей приводят к деградации личности и зачастую провоцируют преступное поведение.

Положительные страсти направляют силы человека к значимым целям (страсти к науке, искусству, некоторым видам деятельности).

Полное отсутствие страстей могло бы привести к полному отупению. Страсть – это небесный огонь, который оживляет нравственный мир. Искусство и наука обязаны страсти открытиями, а душа – благородством.

Навязчивое тяготение относят к влечениям, которые способны быть естественными, а также быть сформированными в социальных условиях. Зачастую не осознаются естественные влечения.

Установлена следующая последовательность в ряде инстинктивных влечений: пищевое влечение, ориентировочное поведение, влечение материнства, жажда, половое влечение, ориентировочное поведение.

Влечения человека обусловливаются социальной жизнью. Социализация человека дисциплинирует его влечения. Ослабление психических процессов провоцирует усиление инстинктивных побуждений. Например, необузданные половые влечения занимают в структуре преступности определенное место.

Мотивация личности бывает сознательной или подсознательной. Сознательная мотивация поведения личности связана напрямую с намерениями. Намерение – умысел или сознательно принимаемое решение в достижении определенной цели с четким представлением средств, а также способов действия.

Намерения объединяются в побуждения, которые толкают к действиям или сознательному планированию. Намерения также как и потребности имеют динамические свойства – силу, напряженность.

Намерения руководят поведением человека, а также обеспечивают произвольность действий, выступают сознательным актом поведения. Обоснованием намерения выступает мотив.

Мотивация деятельности личности

Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.

Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.

Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются  оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.

Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.

Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.

Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром.

В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания.

Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.

Мотивация личности как основа формирования организационного поведения

В наше время современные требования, предъявляемые к руководителям, включают умение работать результативно с людьми. Очень важно, чтобы руководитель мог понимать механизм формирования всех поступков, а также мотивов поведения.

Разобравшись с мотивами, станут понятны и причины, провоцирующие поступки. Поэтому важно находить эффективные пути воздействия на сотрудников для достижения высоких организационных результатов.

Основные факторы, формирующие поведение личности — это среда, интересы, потребности, мотивы поведения, решение действовать,  установка, поступок, действие.

Среда включает объективные условия — производство, природа; общественную часть — уровень развития общества, а также взаимоотношения в соц. группах, сознание человека, общественное мнение.

Среда напрямую влияет на возникновение потребностей у человека. Потребности формируются с рождения ребенка. Малыш обладает врожденными физиологическими и физическими потребностями.

Осознание индивидом потребностей определяет ее цели, интересы, желания.

Основой формирования организационного поведения выступают внутренний климат, культура организации, личностные черты. От руководителя зависит выполнение целей организации, а для этого важно учитывать способности сотрудников и создать рабочую среду, способствующую поддержанию таких черт. Важно понимать, что любая организация существует, а также функционирует только благодаря людям.

Источник: https://psihomed.com/motivatsiya-lichnosti/

Мотивация деятельности человека – поведение, потребности, желания, мотивы, цели, удволетворения, Маслоу

Мотивация как проявление потребностей личности

Стимул, который побуждает людей к действию, расценивается как мотивация деятельности человека. Помимо этого под данным понятием скрывается навыки и умения индивидуума результативно довольствовать свои личностные потребности.

В психологии под мотивированным побуждением личности подразумевается непрекращающийся процесс, содержащий в себе механизмы психофизиологического типа, управляющие человеческими поступками и определяющие деловитость человека, его дисциплинированность, стабильность и ориентированность.

Личность и ее мотивация по Маслоу

Главный постулат работ Маслоу: «Человек – существо жаждущее». Чаще всего он никогда не удовлетворен целиком и полностью, а если и испытывает нечто подобное, то очень кратковременно. После удовлетворения одного какого-то желания тут же возникает следующее и так до бесконечности.

Вот именно эта череда непрекращающихся желаний и является базой мотивации личности по Маслоу. Тот или иной мотив становится значимым, если предыдущий был удовлетворен.

Поясним на примере. Так, если человек голоден или ему угрожает стихия, либо он испытывает нелюбовь со стороны окружающих, то у него, скорее всего, даже не возникнет желание написать картину или роскошно одеться.

Согласно Маслоу, человеком руководит многоуровневая мотивация. Для чего, например, человек питается? Прежде всего, для удовлетворения голода, но ведь имеются и другие основания! Так и с остальными своими потребностями, которые имеют множественные причины, почему их следует удовлетворять.

перейти наверх

Поведение индивида, потребность мотивации

Направленная активность человеческого организма провоцирует периодическую потребность в мотивации поведения индивида, как следствие, возможно возникновение разноплановых мотиваций: познавательной, пищевой, сексуальной, защитной.

Именно мотивация оказывается неким спусковым крючком, запускающим в коре головного мозга процессы, определяющие характерное поведение индивида под воздействием испытуемого им чувственного возбуждения, его снижением или же наоборот, ростом.

Личные устремления волнуют человека, вызывают у него эмоциональный подъем, при этом все человеческие мотивации могут рассматриваться как трансформация состояния выраженной в чем-либо потребности.

Первичными стимулами человека к деятельности выступают его интересы к объектам, которые обладают для индивида устойчивой значимостью. Именно интересы оказываются в роли мотивирующих и регулирующих поведение человека механизмов, определяемых иерархией уже имеющихся потребностей.

Примечательно отсутствие прямолинейной зависимости интересов и потребностей, мало того, часто отсутствует даже осознанность подобной связи.

Интересы подвигают человека на деятельность, мало того, они и сами формируются его деятельностью. Удовлетворяемые интересы разрастаются кроной все новых интересов, требующих постоянного удовлетворения.

Тем самым интересы, становясь неким ориентиром поведения личности, в итоге преобразуются в главные психологические мотивирующие механизмы поведения. С интересами человека тесно взаимосвязаны проявляемые им страсти, его желания и устремления.

Как этап вызревающих потребностей рассматриваются желания, соотносимые с предстоящими планами по достижению целей. Желания подразделяют на три основных категории:

  • Естественные природные желания: утоление жажды и голода, естественных надобностей, потребности в отдыхе и сне и тому подобные.
  • Те, которые естественны, но от частого удовлетворения которых можно отказаться – потребность в сексе, например.
  • Те, которые неестественны и не относятся к числу необходимых желаний, – это потребность в признании и славе, тяготение к лидерству, власти.

Стойкое устремление к некоему желаемому конкретному объекту называется страстью, причем данное состояние оказывается доминирующим, направляющим всю человеческую жизнедеятельность. Окраска страсти может быть не только положительной, но и отрицательной, что зависит от целей индивида.

Нередко страсти отрицательные становились причиной преступлений, деградации личности. Страсти положительные ориентируют человека на достижение значимых целей в сфере искусства и науки, например. Полнейшее отсутствие страстей могло бы оказаться причиной безнадежного оглупления рода человеческого.

Личность может быть мотивирована как на сознательном уровне, так и подсознательно. Намерения и сознательная мотивация напрямую между собой взаимосвязаны.

Намерения соединяются в инициативы, подталкивающие к действию. В основе поведения человека лежат именно намерения, они же гарантируют свободу действий, выступая осознаваемым поведенческим актом.

В качестве обоснования намерений выступают мотивы.

перейти наверх

Мотивированная деятельность личности

Осознаваемое побуждение, которое направлено для достижения некоторой необходимой индивиду цели, называется мотивом.

Чаще всего несколько мотивов являются причиной мотивированной деятельности личности. Некоторые из мотивов являются главенствующими, придавая деятельности индивида вполне определенный смысл.

Нередко мотивы вступают в конфликт со средствами их реализации. В результате происходит либо изменение мотива, либо его затормаживание. Необходимо отличать мотивы от мотивировок, к последним относятся высказывания оправдательного характера, касающиеся совершенных действий.

В качестве определяющих факторов мотивации личностной деятельности оказываются установки. Установка – это устойчивая основа человеческого поведения, различаются установки общие и дифференцированные.

Таким образом, мотивация деятельности человека содержит совокупность взаимозависимых обстоятельств. А собственно мотивация личности проявляется как совокупность потребностей. Чтобы мотивы были осознаны, личность должна выполнить некоторую внутреннюю работу. Нынче существует много формулировок личностной мотивации.

Иногда мотивы смешиваются с целями и потребностями. В этом случае под потребностью подразумевают неосознанное стремление устранить неудобства, а под целью – исход осмысленного желания. Если рассмотреть сказанное на примере, то в рамках описанных категорий голод будет потребностью, а стремление его утоления – мотивом, в то же время кусок мяса, который должен голод удовлетворить, будет целью.

перейти наверх

Личностная мотивация – основа организационного поведения

Предъявляемые современностью требования к руководителям содержат, в том числе и требования к умению результативного управления подчиненными, взаимодействию с людьми. Важно, чтобы руководитель осознавал мотивы поведения и механизмы развития всех поступков. После осознания мотивов окажутся понятными и причины, являющиеся базисом для поступков.

Понимая их суть, можно выявить пути эффективного воздействия на работников, что послужит основой для того, чтобы добиться качественно новых организационных результатов. К основным факторам, вырабатывающим образ действия индивида, относятся среда, в которой он находится, его потребности и интересы, а также мотивы поведения.

В понятие среды включается ряд объективных условий – природа, производство, общественная часть – степень общественного развития, внутригрупповые социальные отношения. Окружающая индивида среда оказывает воздействие на возникающие у человека потребности, формирующиеся с самого его рождения.

Маленький человек испытывает врожденные потребности физические и физиологические, но лишь постижение окружающей среды индивидом порождает дополнительные потребности, которые и определяют в дальнейшем его интересы, желания и цели.

В основе становления организационного поведения оказываются такие факторы, как общий уровень культуры в организации, микроклимат на предприятии, персональные черты сотрудников и руководителя.

В значительной степени именно от руководителя будет зависеть исполнение поставленных организационных и иных целей, но при этом он должен уметь выявлять мотивы сотрудников и их индивидуальные способности, поддерживая такую среду, которая бы такие способности подчеркивала и усиливала.

Никогда не следует забывать о том, что в основе любой организации находятся люди со своими мотивами, желаниями и целевыми установками.

Источник: http://PsyTheater.com/motivaciya-deyatelnosti-cheloveka.html

Потребности и мотивы личности

Мотивация как проявление потребностей личности

Важная роль в структуре личности отводится сфере принадлежащих ей потребностей и мотивов. Именно они побуждают человека к деятельности (труду, общению и т. п.), которая позволяет установить социальные связи с миром.

Потребности, их виды

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо; потребности характеризуют зависимость личности от конкретных условий существования.

Традиционным признается распределение потребностей на две группы: по их предмету (содержанию) и по происхождению. По предмету, то есть по тому, на что они направлены, потребности можно разделить на материальные и духовные.

В соответствии с происхождением выделяют естественные (или биологические) потребности, то есть те, которые пришли к человеку от его животных предков, и культурные потребности, вызванные культурными условиями жизни личности.

К естественным потребностям человека относят все его витальные потребности, такие как необходимость питаться, спать, продолжать род и т. п. Если в течение длительного времени невозможно удовлетворение перечисленных нужд организма, человек перестает существовать не только как личность, но и как живое существо, индивид, начинается нарушение гомеостаза организма и обмена веществ.

Но при этом в отличие животных человек способен осознанно сдерживать удовлетворение многих потребностей. Научно доказано, что при полном отсутствии пищи человек может прожить несколько десятков дней.

Но с другой стороны, все естественные потребности человека связаны с культурными традициями, то есть в культуре заложен сам способ их удовлетворения (этого также нет в мире дикой природы).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К культурным относятся потребности в объектах материальной и духовной культуры. Особняком стоит такая группа культурных потребностей, как потребность в культурном характере отдыха, труда, потребность в хобби, увлечениях и т. п.

Материальной (по содержанию) потребностью личности признается потребность в использовании продуктов материального производства, орудий труда и т. п.

Например, потребности в стуле, компьютере – это материальные потребности, но в отличие от витальных они не заложены в организме на биологическом уровне.

Витальные потребности также можно считать материальными, например, в том случае, если человек испытывает потребность в еде определенного рода, качества, стремится получать удовольствие от приема пищи, а не лишь удовлетворение потребности.

Группу духовных потребностей составляют познавательные, эстетические и нравственные потребности (последние выделяют лишь несколько авторов).

Удовлетворение познавательных потребностей возможно в процессе познания, а в качестве проявления данных потребностей выступают интересы личности.

Эстетические потребности строятся на необходимости восприятия произведений искусства, литературы, кинематографа.

Нравственные потребности реализуются в следовании нормам, принципам нравственности, свершении нравственных поступков и деяний. На данном этапе развития человечества духовные потребности связаны с обладанием соответствующими ценностями (эстетическими, нравственными и т. д.), хотя проблема личностных ценностей лишь с недавнего времени начала активно разрабатываться в психологии.

Различные по типам потребности человека могут выступать источником мотивов личности, реализоваться в них.

Мотивы личности

Как известно, любая активность человека является мотивированной.

Определение

Мотив (от лат. moveo – «двигаю») – это движущая и направляющая сила деятельности. Мотивы всегда регулируют деятельность: они определяют ее общее направление, которое строится в соответствии с потребностями человека, обусловливают силу, интенсивность, энергетику деятельности.

Мотивы поведения человека весьма разнообразны. По утверждению А. Н. Леонтьева, «мотивами называют инстинктивные импульсы, биологические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение или удар электрическим током».

Нередко вместо термина «мотив» употребляют и более общее понятие «мотивационное образование», которое характеризует не только мотивы, но и потребности, установки и ценности личности, нормы поведения и т. д.

Однако при рассмотрении мотивов лишь в качестве конкретного проявления соответствующих потребностей, потребности предстают как источник активности человека, а мотивы как «рулевое колесо», задающее конкретное направление деятельности.

Функции мотивов

Классификация функций, выполняемых мотивами, представлена в работах А. Н. Леонтьева, А. Б. Орлова и некоторых других исследователей. Обобщая различные точки зрения, можно выделить следующие функции мотивов:

  1. функция активации деятельности, или стимулирующая функция. Она сводится к тому, что мотивы порождают активность личности, стимулируют ее;
  2. функция направленности. Мотивы корректируют направление деятельности человека, задают определенный «вектор» активности;
  3. побудительная функция. Мотивы, стимулируя деятельность, выступают ее первопричиной, а сама деятельность становится лишь следствием влияния мотива. Функция побуждения характеризуется силой, напряженностью, интенсивностью стремлений человека к определенного рода занятиям; данные стремления могут быть различными у разных людей;
  4. смыслообразующая функция. Она связана с тем, что мотив способен придавать деятельности человека личностный смысл, понимаемый как соотношение мотива и цели деятельности (А. Н. Леонтьев). Нередко деятельность разных людей подчинена одной и той же общественно значимой цели (так, целью деятельности учащегося является получение соответствующего образования). Однако достижение данной цели может быть обусловлено разными личностными смыслами, которые варьируются в зависимости от того, какой мотив движет человеком. К примеру, студент может учиться для того, чтобы получить диплом, приобрести знания в конкретной сфере деятельности или оправдать ожидания значимого окружения;
  5. интегративная функция. По мнению В. А. Ганзена, психика человека способна выполнять не только функцию отражения, но и интегративную функцию. Данное утверждение в полной мере может быть применено и к мотивам личности. Так как человек – существо социальное, то и мотивы его деятельности сопряжены с включением определенных результатов проделанной «работы» в окружающую социальную среду. При этом естественные потребности человека не способны к интеграции индивида и социума (по Д. Леонтьеву, «в своих потребностях человек всегда одинок»). А ценности и мотивы, напротив, играют роль интегрирующего фактора в процессе взаимодействия людей (это можно отнести к нравственным, религиозным, эстетическим и др. ценностям);
  6. регулятивная функция мотивов. Данная функция обобщает все предыдущие и сводится к следующему: мотив подчиняет поведение человека тому, ради чего оно осуществляется.

Перечисленные функции могут быть отражены в различных мотивах и в разной степени. Кроме того, многие мотивы являются ситуативными, то есть проявляются лишь в конкретной ситуации. Однако по утверждению новосибирского психолога В. Г.

Леонтьева, на всем протяжении процесса мотивации деятельности последовательно проявляются все основные функции мотивов.

Также данный исследователь предлагает учитывать еще одну функцию мотивов, ранее не рассмотренную другими учеными, – целемоделирующую.

Виды мотивов

Как уже отмечалось, существует огромное многообразие мотивов. По мнению А. Н. Леонтьева, в зависимости от преобладания той или иной функции мотивы можно дифференцировать на мотивы-стимулы и мотивы-смыслы. Первые лишь стимулируют активность человека, вторые – придают этой активности личностный смысл.

Также традиционным принято разделение мотивов на две обширные группы – неосознанные и осознанные мотивы.

Неосознаные мотивы построены на функциях побуждения и регуляции; выступают стимулами деятельности, однако данный факт человеком не осознается. К неосознанным мотивам можно отнести влечения и установки (разновидностью последних являются социальные установки, называемые в западной психологической традиции атитьюдами).

Определение

Установка – неосознаваемая человеком готовность к определенной деятельности, порождаемая объективно существующей потребностью и ситуацией.

Так, если человек привык удовлетворять ту или иную потребность в конкретной ситуации, у него наблюдается неосознанное побуждение к воспроизведению того же самого способа деятельности, который ранее в этой ситуации приводил его к успеху.

С данной точки зрения правомерна схема: установка = потребность + ситуация. Если привычный способ деятельности не срабатывает, происходит акт смены установки. Как правило, данный акт уже является осознанным и протекает с участием воли.

Влечение – это не в полной мере осознанная потребность, которая становится побуждением к определенной деятельности. Разновидностью влечения может быть признано неосознаваемое влечение ребенка к игре. Кроме того, на примере влечения можно проследить, как потребность перетекает в мотив.

К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, идеалы, стремления и т. д.

Интерес – это эмоционально переживаемая познавательная потребность. Интерес является движущей силой познавательной активности человека. Интересы можно классифицировать по широте (объему), устойчивости и глубине. По широте интересы бывают, соответственно, широкие и узкие.

Широкие интересы – это интересы одновременно к нескольким различным видам деятельности, например, интерес школьника к шахматам, информатике и искусству. Узкие интересы – это интересы к одному виду деятельности или к двум схожим.

Устойчивые интересы наблюдаются на протяжении нескольких лет или даже всей жизни человека, а неустойчивые могут длиться не более одного-двух месяцев. Глубокие интересы именуются также содержательными.

Примером глубоких интересов может быть интерес к музыке, при котором ученик изучает биографии композиторов, анализирует музыкальные направления, стили музыки и т. д. В случае поверхностных интересов к музыке учащийся ограничивается прослушиванием записей популярных песен.

Убеждения – это вид мотивов, связанных с мировоззрением человека. Убеждения – это такие мотивы личности, которые связаны с осознанной потребностью человека поступать в соответствии с признаваемыми им взглядами и принципами. То есть убеждения предполагают активный характер мировоззрения человека, они связаны с претворением его собственных принципов в реальную жизнь.

Идеалы – это мотивы личности, которые связаны с ее стремлением к нравственному совершенству. По своему содержательному наполнению идеалы приближаются к личностным ценностям.

Стремления – это такие мотивы поведения, для реализации которых пока не сложились соответствующие условия. В связи с этим возникает особая деятельность, направленная на подготовку условий, на основе которых данные стремления могут реализоваться. Стремления, как и личностные ценности, идеалы и убеждения относятся к числу надситуативных мотивов.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/potrebnosti_i_motivy_lichnosti/

Потребности и мотивы личности (стр. 1 из 2)

Мотивация как проявление потребностей личности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Функции и теории мотивации

Классификации видов

Развитие

Свойства и закономерности

Нарушения

Индивидуальные способности

Методы изучения

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Активность живых существ – основной способ существования. У животных активность заложена в инстинктах (сохранения жизни, продолжения рода и пр.). Поведение человека определяется двумя факторами: побудительным и регулятивным, потребностями и мотивами. Понятия потребности и мотивы в науке неоднозначны.

Особенности потребностей и мотивов

Потребность – основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Мотив – внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Мотивация – 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

Мотивировка – логическое объяснение причин поведения. Она может отличаться от действительных мотивов или сознательно использоваться для их маскировки.

Сдвиг мотива на цель – превращение мотива деятельности в мотив. Например, ребенок может сначала выполнять учебную деятельность ради поощрения матери, а затем, при появлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.

ФУНКЦИИ И ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Потребности выполняют побудительную функцию деятельности и поведения, а мотивы — направляющую.

Проблема причинности (детерминации) поведения и деятельности человека была предметом многих теорий личности. Поэтому в науке сосуществуют самые различные теории мотивации.

Бихевиористская (Б. Скиннер). Считает основой активности потребность, нужду организма (есть, пить, иметь нормальную температуру и т.д.), вызванную отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Поведение мотивируется последствиями действий и прошлым опытом.

Так, если действие привело к снятию потребностного напряжения, то вероятность повторения этого действия растет, а если оно не наступает, то вероятность повторения действия уменьшается. Психоаналитическая (3. Фрейд). Основой мотивации поведения, по мнению 3.

Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты (жизни и смерти) – физические потребности организма. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. При этом если удовлетворение потребности по каким-либо причинам (моральные ограничения, страх наказания и т. п.

) невозможно, то энергия инстинкта может быть направлена в другое русло – на выполнение деятельности, не связанной с инстинктом (политику, творчество, бизнес, и т.п.). Такое направление энергии инстинкта в иное русло называют сублимацией.

Гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс). Мотивирующая сила человеческого поведения по мнению гуманистической теории состоит в реализации им самим своих способностей и потенций. Когнитивная (Л. Фестингер). Мотивами поведения личности по мнению представителей этого направления, является стремление к соответствию между знаниями о мире и о себе, то есть к консонансу.

Несоответствие когниций переживается личностью как состояние дискомфорта, и она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление и есть мощный мотивирующий фактор человеческого поведения и отношения к миру. Разрешить диссонанс можно тремя способами: изменить одну из когниций, снизить ее значимость или добавить новую когницию.

Деятельностная (А.Н. Леонтьев). Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. Сублимация – направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности.

Когниция – любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Когнитивный (лат. cognitivo – знания) – познавательный. Когнитивный консонанс – соответствие между когнициями.

Когнитивный диссонанс- некоторое противоречие между двумя или более когнициями.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ

Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.

Виды потребностей и мотивов

Самоактуализация – в теории личности А. Маслоу – вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.

Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление – это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.

Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.

Склонность – направленность индивида на определенную деятельность, соответствующую интересу и включающая волевой компонент.

Идеал- образ цели склонности индивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется.

Мировоззрение- система взглядов индивида на природу, общество, человека и их развитие. Эта система взглядов является ценностными ориентациями людей, их принципами познания и деятельности.

Убеждение- высшая форма направленности – система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле.

Мотив достижения включает стремление к мастерству, к соперничеству (состязательности, лидерству), к удовлетворяющей работе, к известности и т.п.

Мотив достижения потом был дифференцирован на два: стремление к успеху и стремление избегать неудач.

Мотив успеха – ориентация на успех в разных видах деятельности в отличие от ориентации на избегание неудач.

Люди, ориентированные на успех, предпочитают выбирать средние и трудные задачи, так как предпочитают расчетливо рисковать; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех).

Успех в деятельности зависит не только от самого мотива, но и от его силы. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне мотивации (закон Иеркса-Додсо-на).

Источник: https://mirznanii.com/a/198481/potrebnosti-i-motivy-lichnosti

2.1 Мотивация как проявление потребностей личности. Направленность, ценности и смысл жизни

Мотивация как проявление потребностей личности
Агрессия: определение и основные теории

При существующей концептуальной невнятности и пессимистичности выводов относительно представлений об агрессии как об инстинкте неудивительно, что психологи никогда не принимали эту теорию всерьез…

Анализ ценностных ориентаций и жизненных смыслов личностной направленности менеджеров

1.2 Понятие «направленность личности»

В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д.Н. Узнадзе), отношений личности (В.Л. Мясищев, Б.Ф. Ломов), теория значимости (Л.Ф. Добрынин)…

Влияние стереотипов поведения на потребностно-мотивационную сферу потребителей

f1.2 Развитие потребностей и мотивация потребителя в условиях рынка

Сегодня часто говорят об активности человека как потребителя. Но эта активность состоит не только в выборе товаров по вкусу. Потребитель нередко использует приобретаемые товары для того, чтобы создать хорошее впечатление о себе…

Гуманистическая теория личностного развития А.Маслоу, путь к самоактуализации

2. Мотивация: иерархия потребностей

Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности…

Исследование индивидуальных особенностей развития военнослужащего

1.3 Направленность личности

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться)…

Личность и направленность личности в психологии

1) направленность личности,

2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биопсихические свойства. В свою очередь каждая из этих подструктур состоит из ряда компонентов, которые К.К. Платонов называет «подструктурами подструктур»…

Личность и направленность личности в психологии

2.1 Направленность личности

Проблема направленности является одной из важнейших в психологии формирования личности. Большой вклад в ее изучение внесла Л.И. Божович со своими сотрудниками – М.С. Неймарк, В.Э. Чудновским, Т.Е. Конниковой и другими…

Личность учителя и ее направленность

Направленность личности учителя

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях…

Логотерапия как направление психотерапии

f2.6 Смысл жизни и сущность существования

Не возможно ответить на этот вопрос одной общей фразой, т.к. смысл жизни отличается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще…

Переживание эмоции страха в контексте развития личности

f1.3 Направленность личности

эмоция личность диффузный страх Несмотря на различие трактовок личности, существующее в психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность…

Понятие экзистенциального вакуума в логотерапии Виктора Франкла

f3.2 Смысл жизни

В. Франкл полагал, что смысл есть для каждого, и для каждого он особый. Смысл, о котором идет речь, должен меняться от ситуации к ситуации, от человека к человеку. По мнению Франкла, всегда находится такой смысл…

Потребность человека в уважении, смысле жизни и самоактуализации

f3.1. Фазы потребностей смысла жизни

С точки зрения К. Обуховского, потребность в смысле жизни начинает формироваться у человека в детстве и может пройти следующие фазы: Предварительную. Фазу идентификации. Фазу космической потребности в смысле жизни…

Психологическая структура личности

f2. Направленность личности

Человек нуждается в окружающем его мире, связан с ним и зависит от него. Для поддержания жизнедеятельности ему необходимы вещи и продукты; для продолжения себя и своего рода он нуждается в другом человеке…

Психология и этика деловых отношений

Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Направленность личности специалиста

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении…

Ценности и ценностные ориентации личности

f1. Ценности в жизни человека и общества

1.1 Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего…

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/41333

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.