Дмитрий чернышев как люди думают

Как люди думают — Дмитрий Чернышев

Дмитрий чернышев как люди думают

В словосочетании «творческое мышление» главное слово – мышление. Оно само по себе творческий акт. Все новое, интересное, сложное – пища для ума, и пищу эту окружающий мир поставляет в избытке.

 А переработать материал в новые идеи можно, используя приемы из этой книги, написанной известным российским блогером (40 000 читателей!) Дмитрием Чернышевым, работа которого – креативный директор в рекламном агентстве – почти полтора десятка лет связана с ежедневной генерацией идей.

Характеристики книги

Дата написания: 2013
Название: Как люди думают
Дмитрий ЧернышевОбъем: 220 стр., 87 иллюстрацийISBN: 978-5-91657-801-0

Правообладатель: Манн, Иванов и Фербер

Предисловие к книге «Как люди думают»

Нужно признать, что думают люди крайне редко. Подавляющее большинство всего, что среднестатистический человек делает на протяжении всей своей жизни, он делает практически не задумываясь, на основе очень простых алгоритмов.

Например, мужчина встает (прозвенел будильник – нужно вставать, полежу еще несколько минут и встану), идет в туалет (включить свет, открыть дверь, поднять сиденье унитаза, пописать, спустить воду, опустить сиденье унитаза, закрыть дверь, выключить свет), одевается (где второй носок? Эти носки уже грязные или можно еще один день поносить?), умывается, убирает постель, включает телевизор, готовит завтрак, едет на работу… и все это совершенно не задумываясь. Приехав на работу, человек часто не может даже вспомнить, как он доехал.

Это довольно сложно назвать мышлением. Это просто последовательность постоянно повторяющихся действий. Как говорил Нильс Бор: «Вы не думаете, вы просто логичны».

Это все очень правильно – это замечательно работающие, тысячи раз проверенные алгоритмы. Но не очень интересно.

Под творческим мышлением мы будем понимать создание чего-то нового, ранее не существовавшего или решение какой-то конкретной задачи.

Представьте, что вы подходите к своей двери, достаете ключ из кармана и пытаетесь вставить его в замочную скважину. Ключ не вставляется. Вы переворачиваете ключ другой стороной и повторяете попытку. Ключ снова не подходит. Вы смотрите на ключ – это ваш ключ от вашей квартиры.

Смотрите на дверь – это ваша квартира. И только в этот момент вы выходите из состояния автоматизма, в котором пребывали, и начинаете думать – пытаетесь понять, что случилось. И у вас начинает работать воображение. Книга будет именно об этом – о творческом мышлении.

Потому что никакого другого мышления, кроме творческого, не существует.

Есть два основных подхода к творчеству. Одни люди считают, что это нечто, данное человеку свыше. Подключение к ноосфере. Откровение. Озарение. Чудо. И любая попытка разобраться в этом чуде, скрытом под покровом тайны, обречена на провал. Я же считаю, что творческое мышление – технологический процесс, которому можно и нужно научиться. И это доступно любому человеку.

Об американском инженере Фредерике Уинслоу Тейлоре (1856–1915) у нас, к сожалению, знают немногие. Между тем это гений, заложивший основы научной организации труда. Он показал, что в основе любого мастерства лежит набор довольно простых повторяющихся операций.

Раньше многие мастера ревниво оберегали секреты своей профессии и не пытались систематизировать их, а зачастую и просто записать. В гильдиях ремесленников новые члены давали клятву неразглашения тонкостей своего мастерства.

И многие уже совершенные открытия были недоступны непосвященным.

Например – щипцы, хирургический инструмент для облегчения родов. Их изобрел английский врач Питер Чемберлен в начале XVII века. Они помогали роженицам с тяжелым течением родов и в критической ситуации могли спасти и женщину, и ребенка.

Чемберлены держали изобретение в строжайшей тайне десятки лет. Когда врач приезжал к роженице, он требовал, чтобы все ушли из комнаты, а женщине завязали глаза.

Сложно даже представить, сколько жизней удалось бы сохранить, если бы не эта секретность.

В 1911 году Тейлор написал монографию «Принципы научного управления». Он ходил за рабочими с секундомером, строил графики степени их усталости и на основе собранных данных показал, как можно увеличить производительность труда в несколько раз (в Советском Союзе из принципов, разработанных Тейлором, вырастет стахановское движение).

Тейлор доказал, что самой справедливой системой оплаты является сдельная. Рабочие же всегда боролись против сдельщины. Существовала даже поговорка «Сдельная работа – смертельная работа». Тем, кто начинал работать больше и лучше, портили станки, утверждая, что они оставляют без работы своих товарищей.

Тейлор же доказал, что это не так: «Подавляющее большинство рабочих до настоящего времени полагает, что если бы они стали работать с наибольшей доступной им скоростью, то причинили бы этим громадный вред всем своим товарищам по профессии, лишив их работы.

В противоположность этому, история развития любой отрасли промышленности свидетельствует о том, что каждое улучшение и усовершенствование, будь то изобретение новой машины или введение улучшенных методов производства, приводящее в результате к повышению производительности труда в данной промышленной отрасли и к удешевлению себестоимости продукции, всегда в конечном счете, вместо того, чтобы лишать людей работы, давало работу большему количеству рабочих».

Из-за активной пропаганды сдельной оплаты труда с Тейлором начали бороться профсоюзы. В США была развернута компания «всеобщего презрения» – одна из самых злобных в истории страны.

Между тем именно применение методов Тейлора помогло Соединенным Штатам приблизить победу во Второй мировой войне.

Гитлер рассчитывал на то, что у Америки нет достаточного количества транспортных кораблей и эсминцев для их прикрытия, чтобы перебросить крупные военные силы в Европу.

Немцы сделали ставку на подводные лодки – их было построено более тысячи – и потопили почти 800 транспортных кораблей союзников. Методы Тейлора позволили подготовить первоклассных сварщиков и судостроителей из неквалифицированных рабочих всего за два-три месяца. Раньше для этого требовалось несколько лет. И производство кораблей было поставлено на конвейер.

Мне же хочется десакрализировать процесс творческого мышления. Показать, что оно состоит из набора простых и понятных алгоритмов, которым может научиться каждый.

Когда вы были маленьким и давали неправильный ответ, возможно, родители говорили вам: «А если подумать?» Слово «подумать» они произносили, но вот что на самом деле оно означает – не объясняли.

Я хочу, следуя совету Эйнштейна «Все следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того», попытаться объяснить – что это значит «подумать».

Я проводил множество семинаров, на которых слушатели придумывали по двести-триста идей, связанных с любым предметом, выбранным для мозгового штурма. Мне кажется, что просто прочитать книгу недостаточно. Это как лекция – просто прослушать не очень эффективно. Вы не сможете научиться что-то делать, не попробовав. Поэтому в книге будет множество заданий, набранных другим шрифтом, вот так:

Представьте, например, что Земля воюет с инопланетным разумом не оружием, а идеями и вам нужно срочно научить тысячи людей генерировать идеи в промышленных количествах. С чего вы начнете?

Это первое задание.

У меня есть личная неприязнь к большому количеству книг, состоящих из одной идеи и двух-трех фактов. А все остальное – рассказ о том, как автор пришел к этой замечательной идее.

Мне не очень нравится, когда мысль, которую можно выразить в одном абзаце, растягивается до целой книги. Именно поэтому идей и фактов в книге будет очень много. Возможно, из-за этого ее будет сложно читать.

Хотелось бы надеяться, что книга будет работать как кремень – и высечет несколько идей. Думаю, что стоит читать ее с карандашом.

Я попробовал придумать алфавит мышления. Мне кажется, что это может упростить как придумывание чего-то нового, так и объяснение того, как человек пришел к той или иной идее. К тому же идея, выраженная графически, запоминается гораздо лучше.

И, возможно, создание алфавита мышления позволит опровергнуть Людвига Витгенштейна, который считал, что границы нашего языка означают границы нашего мира.

Может быть, алфавит позволит сначала совершать мыслительные операции, а уже потом находить полученному результату словесный аналог.

Некоторые основные мысли в книге будут повторены несколько раз. Пусть это вас не смущает. Просто их важность для меня настолько велика, что, если из всей книги вы запомните только их, я буду считать свою задачу выполненной.

Как люди думают — Дмитрий Чернышев (скачать)

(ознакомительный фрагмент книги)

Полную версию можно читать или скачать тут — Литрес

А напоследок предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

  • /аудио
  • Книги об успехе
  • Статьи

Источник: https://successlib.ru/kak-lyudi-dumayut-dmitrij-chernyshev/

Дмитрий Чернышёв «Как люди думают»

Дмитрий чернышев как люди думают

Каждую неделю H&F читает одну бизнес-книгу и выбирает из неё интересные отрывки. На этот раз мы прочитали книгу известного блогера Дмитрия Чернышёва, посвящённую развитию творческого мышления.

Для автора умение творить — не чудесное свойство гениев, а технологический процесс, которому может научиться каждый.

Из его книги мы вынесли несколько советов, которые могут помочь генерировать новые идеи.

Изучайте себя

Самый главный элемент творческого мышления — это вы. Ваша ценность, прежде всего, — в вашей уникальности. Есть хорошая хасидская история про раввина Зусю. Перед смертью Зуся сказал: «В ином мире меня не спросят: „Почему ты не был Моисеем?”. Меня спросят: „Почему ты не был Зусей?”».

Прежде всего вы должны себя очень хорошо знать. Знать, что вы любите и когда вам лучше думается.

Например, Шиллера приводил в творческое состояние запах гниющих яблок, Золя привязывал себя к стулу, Вагнер любил держать в руках шёлк, Шарлотта Бронте чистила картофель, Агата Кристи мыла посуду.

Мильтон, Россини, Лейбниц, Кант и Декарт творили, лёжа в постели, Бетховен лил себе на голову ледяную воду. Кому-то хорошо думается во время дождя, кому-то — у камина.

Используйте силу ограничения

Игра — это самый лучший способ получать удовольствие от  творчества. Если ребенку предложат постоянно бегать по полю с мячом от одних ворот до других, то ему это довольно скоро наскучит. А вот играть в футбол он может часами. Значит, нужно превратить творчество в игру. Игра — это в первую очередь правила.

А правила — это ограничение. Попросить человека придумать что-то значит поставить его в тупик. Ограничения же прекрасно будят фантазию. Хемингуэй как-то придумал рассказ всего из шести слов: For sale: baby shoes, never worn («Продаются пинетки, неношенные»). И сразу стало интересно.

Появился целый жанр таких рассказов.

Ищите новые сочетания

Немного упрощая, можно сказать, что весь мир состоит только из объектов и способов их связи между собой. Причём очень часто способы связи становятся важнее самих объектов. Вы никогда не приступаете к решению задачи с чистого листа.

Вся ваша предыдущая жизнь даёт вам множество алгоритмов, которые вы и будете применять на практике. Я как-то рассматривал рисунки из средневекового бестиария. Всех этих грифонов, кентавров и киноцефалов.

И меня поразило, что эти существа — не что иное, как разобранные на части известные животные, которых просто собрали в другом порядке.

Фактически это очень простой детский конструктор, из нескольких несложных форм которого можно создать огромное количество новых существ. Но комбинируя уже существующие варианты, мы всё время раздвигаем границы нашего воображения.

Избегайте стереотипных решений

Формулировка условия задачи — это самая недооценённая вещь в процессе мышления. И одна из самых важных. Допустим, у нас есть уравнение: 2 + 2 = х. Может быть, то, что я сейчас скажу, покажется вам банальностью, между тем это очень глубокая мысль. Левая часть уравнения равна его правой части. Решение задачи — это просто условие задачи, записанное в другой форме.

Мне хотелось бы, чтобы у вас в этом месте пробежали мурашки по спине. От того, как вы сформулируете задачу, зависит то, какое решение вы получите. Ответ находится в вопросе. Ему просто негде больше находиться. И чем подробнее вы сформулируете вопрос, тем больше у вас будет возможных решений.

И ещё из  этого следует, что если решение вас не устраивает, нужно переформулировать условие задачи.

«В ином мире меня не спросят: „Почему ты не был Моисеем?”. Меня спросят: „Почему ты не был Зусей?”»

Один из самых вредных стереотипов, прививаемых школой, — уверенность в существовании единственного правильного ответа. 2 + 2 = 4. Всё! Задача решена. Между тем то, что два плюс два равно четырём, — это только частный математический случай, который довольно редко встречается в реальной жизни. Две антоновки и два ранета ещё могут дать нам четыре яблока.

Но два волка и два кролика дадут нам двух сытых волков. А два кролика и два кролика могут дать в результате сколько угодно кроликов. Но если человек привык, что решение может быть одним, он очень часто находит одно решение, хоть как-то подходящее условию, и  успокаивается. Или выбирает между двумя-тремя вариантами. Между тем останавливаться рано.

Перебрав все очевидные результаты, вы обязательно выйдете на новый уровень.

Не бойтесь начать всё сначала

Все люди думают одинаково. Разница состоит лишь в том, что один человек в какой-то момент прекращает думать, а другой продолжает. Не спешите сдаваться. Недавно появился термин — поколение reset.

Это о молодых людях, которые, попав в затруднительное положение, предпочитают не искать решения, а, как в компьютерной игре, нажать кнопку Reset (перезагрузка) и начать всё сначала. Сдаться вы всегда успеете. Процент собственно творчества в творчестве довольно небольшой.

Всё остальное — терпение, настойчивость, вера в себя. И независимость от мнения окружающих.

Попробуйте сменить точку зрения

Наш гениальный фотограф Александр Родченко писал: «Возьми историю искусств или историю живописи всех стран, и ты увидишь, что все картины, за ничтожным исключением, написаны или с пупа, или с уровня глаз. Кажущееся впечатление от примитивов и икон не принимайте за точку с птичьего полета.

Это просто поднят горизонт для вписания многих фигур; но каждая из них взята с уровня глаз». Достаточно изменить точку зрения на предмет, чтобы увидеть то, чего девять человек из десяти никогда не увидят. Попробуйте представить, что вы первый раз в своём родном городе. И результаты будут удивительными.

Если этого недостаточно — представьте, что вы разведчик с другой планеты, вы первый раз не только в этом городе, но и на этой планете. И вы поразитесь, в каком интересном мире вы живёте. Древние германцы принимали решение, только выслушав дело дважды: до выпивки и после.

Они считали, что на любой вопрос нужно посмотреть с разных точек зрения.

Учитесь расслабляться

Часто для того, чтобы решить проблему, нужно не  сосредоточиться, а, наоборот, расслабиться. Позволить проблеме самой решить себя. Совет Франца Кафки: «Тебе не надо выходить из дому.

Оставайся за своим столом и слушай. Даже не слушай, только жди. Даже не жди, просто молчи и будь в одиночестве.

Вселенная сама начнёт напрашиваться на разоблачение, она не может иначе, она будет упоённо корчиться перед тобой».

Древние германцы принимали решение, только выслушав дело дважды: до выпивки и после

Часто не нужно старательно искать сюжет, можно дать возможность сюжету найти тебя. Этому же учили самураев перед поединком: разум должен быть ясен и чист как зеркало, способное отражать малейшие изменения разума противника. Лучше всего Луну отражает спокойная вода.

Об  этом же писал американский психолог Джон Гоуэн: «Мы слишком долго рассматривали мозг как устройство для решения проблем…

А его правильнее рассматривать как приёмное устройство, которое при тщательной настройке может принимать сигналы, всегда наличествующие, но  доступные лишь для самых тонких приборов».

Используйте силу противника

Один из  принципов японского боевого искусства айкидо — силе не нужно противопоставлять силу. Если, например, в карате против мощного удара ставится мощный блок, то в айкидо можно уйти с линии атаки и, наоборот, немного подтолкнуть противника вперед.

Воспользоваться его силой. Чтобы решить задачу, иногда достаточно воспользоваться какой-нибудь уже существующей в мире силой. И просто добавить к ней небольшую деталь. Такие решения работают лучше всего. Попробую пояснить на примере.

Как-то инженеры столкнулись с такой проблемой: при перевозке живой рыбы в закрытых наполненных водой трюмах она не двигалась и гибла от удушья. Сначала хотели решить проблему «силой»: устанавливали различные устройства для перемешивания, но рыба двигаться не хотела.

А потом было найдено простое решение: в трюм запустили несколько хищных рыб.

Проверяйте идеи на прочность

За войной всегда интересно наблюдать. Война «пепси-колы» и «кока-колы» увеличивает продажи обеих компаний. А вы можете сами выбрать себе противника, на фоне которого будете смотреться лучше. Мальчика для битья.

В  Средние века дамы любили носить с собой мопсов — считалось, что они выгодно оттеняют их красоту. Любой контраст — это потенциальная энергия. Так, гидроэлектростанция работает за счёт перепада высот.

Чем сильнее контраст, тем больше энергии можно получить.

Для придумывания человеку обязательно нужен кто-то ещё. Нужен второй. Это как игра: можно стучать мячиком об стенку, но интереснее играть с  соперником. Нужен взгляд со стороны. Основная проблема в том, что человек слишком субъективно относится к собственным идеям.

Есть хорошее слово «калопсия» — иллюзия, что вещи выглядят более красивыми, чем в действительности. Особенно часто калопсии подвержены люди, которые придумали что-то новое. А новую идею нужно проверять на прочность.

И отказываться от неё без сожаления, если появится идея лучше.

Источник: https://www.the-village.ru/village/business/case/150747-dmitriy-chernyshev-kak-lyudi-dumayut

«Как люди думают» Дмитрия Чернышева

Дмитрий чернышев как люди думают

Давайте я вам расскажу про книгу, которую купил на первый гонорар за выступление в стиле «стендап» — у меня есть внутренняя традиция, получая неожиданные деньги, тратить их в голову. Дмитрий Чернышев написал книгу «Как люди думают».

Книга о том, как при помощи системы приемов решать разные задачи, как пишет автор — Митрич, — «не творческой работы не бывает».

Если вам уже сейчас трудно понять, зачем я пишу об этой книге, то просто замените во всей книге слово «творчество» на слово «стендап», и будет легче.

Тема также о ночном разговоре с прекрасным Алексеем Кузнецовым где-то в спящей квартире на тонну комиков.

Он ездил на спецсеминар по подготовке спецстендапкомиков, и там суперчувак из другой страны (я серьезно забыл кто) давал советы на расширение сознания и написание материалов.

Так вот, эта книга есть тот же семинар за 600 рублей и про себя, просто про Митрича в среде мало кто знает. А он, между прочем, профессионал именно по идеям.

Почему нужно сосредоточиться на идеях

Потому что шутки писать очень легко (см кучу всяких материалов), а делать смешно очень трудно.

Поясню тезис.

Шутка она все равно смешная для кого-то, особенно для автора, который живет в своей среде, и чаще всего за края стакана и не видит, отсюда — по просмотру камеди баттла — главная просьба к выступающим, да и вообще к кому-нибудь на сцене, не «плотность шуток» — это ерунда, а «плотность смеха».

И сразу, плотность смеха зависит не от шуток, а от идей. Хорошо если у вас есть куча идей, но в большинстве монологов достаточно одной (одной, одной) шутки, и ее ловкого эмоционального обыгрывания перед аудиторией.

Не, ну серьезно, у дедушки Карлина одна (одна мать вашу) идея на пять минут, но как он к ней подводит, как пробивает, и как выходит из репризы, это роскошь и иллюминация.

Собственно смех, это не шутка. Смех это когда смеются. Шутка это способ выхода на смех если вы дебил, или если вы пробуете воду на незнакомый зал. Дальше лучше использовать всё, что у вас есть, лучше если это будет обаяние и — и! — остроумие.

И если у вас провалятся все шутки, то идея провалиться не может, потому что из неё свет исходит. И вы на сцене всё равно будете молодец и умница. Билл Хикс когда-то об этом говорил, но вы, конечно, не вкурили.

Что там в книге

Набор приёмов, которые дадут вам свободу, чтобы думать. Думать везде, в любой ситуации, при любых погодных и личных условиях.

Я недоумевал, зачем же импровизация в том же Баттле, если это априори самый провальный, не зрелищный, и бестолковый конкурс по отношению затрат времени на результат в смехе аудитории.

Так вот, импровизация довольно четко показывает, кто здесь автор, а кто нет, и автор должен выдавать тонны материала в любых стесненных условиях, да без условий, можешь — работай, не можешь, значит ты вот на эти три номера набирал шуток всю жизнь, а жизни в профессии нет. Есть сегодня, когда нужен текст. Иначе нельзя.

Инструменты дают возможность выйти из эмоций и разложить ситуацию в удобном порядке. Нужен тебе этот прием, ты в нём лучше думаешь (деконструкция, синтез и т. д.

что там в книге), ну так потратил минутку, нашел варианты, проверил на личное/внешнее, и выдал.

На четыре как минимум это сработает, если стабильно выдать четыре на импровизацию, то это будет стабильное четыре, с которым любая импровизация приведет к конкурсу, где уже была долгая (надеюсь) подготовка.

Что я с этим делаю

Не думаю, что этот блог читает кто-нибудь кроме меня, дебила, поэтому какой план.

Во-первых, я понимаю, что любая новая методика поломает сложившийся цикл написания материалов. Такова жизнь. Будет так: интуитивное освоение, механическое освоение, внедрение механики в цикл. Каждое из этих трех событий ведет к тому, что день, два, три из меня будет исходит ад и израиль. Но после этого механика будет моим инструментом.

Во-вторых, я понимаю, что механика меня спасёт на безрыбье, как когда-то простая идея не выходить пустым на сцену. Нужен якорь, которых тебя держит за какую-то левую другую тему, и от нее придумывать импровизацию. Так вот, методика Митрича подразумевает, что тема сама становится якорем. Это мне больше всего нравится. Это лучше и чище.

Сумма.

Я хочу найти свободу в любой точке. Не верю, что есть какие-то условия, чтобы писать материал, когда к тебе приходит. Ты приходишь, садишься, и получаешь столько материала, сколько тебе нужно всегда, везде, и с любой скоростью. Это цель.

Практика — я проведу неделю на каждый приём, то есть писать материал, сознательно себя ограничивая, и мне кажется, что недели на приём будет достаточно, чтобы через месяца три определить выгодные для себя приемы, и пообточить остальные для внезапного использования где угодно. Например, в импровизации.

Цитаты

Ладно, кроме экзекуции, в книге полно хорошего текста, о котором стоит поговорить. Для начала, идеальное определение стендапа.

Инструкция по правильному использованию жизни Мари Оливер:

1. Обратить внимание.

2. Удивиться.

3. Рассказать другому.

Так вот, основная проблема обычно в пункте 2, так как для пункта 1 нужны глаза и уши, а для пункта 3 техника наращивается со временем, но — если нет пункта 2, то не говорите, отдайте это кому-нибудь другому, кого это удивит. Или со временем тема вам опреснела, ну тогда до свидания.

Я пишу это не просто так. В последнее время я много редактирую, потом смотрю, так вот, шутка может быть не очень, но если она попадает в эмоции рассказчика (см. «удивиться»), то выстреливает. И, не смотря на техничность в 3 пункте, даже у хорошего рассказчика есть мёртвый материал. Именно, он не удивляется.

И ещё пишет в книге Марк Белл, актёр и преподаватель пластики Лондонской академии музыкального и драматического мастерства.

В мои обязанности входит обучение молодых актёров работе в комедийных ролях. В основе таких ролей лежит то, что мы называем образом Клоуна. Этот Клоун есть в каждом из нас, и каждый может обнаружить в себе комическую сторону своего «я».

Представьте себе, что в большинстве из нас живёт существо, которое мы называем «полным идиотом», и мы всё время пытаемся скрыть это.

На первых занятиях мы и занимаемся поиском этого существа, а затем смотрим, какой образ на этой основе можно сформировать, и какой это будет тип идиота.

Ладно вы думаете, что вы умный. Понимаете, в вас есть не просто идиот, у вас есть тип идиота, и построение диалога между вашим разумом и вашим внутренним идиотом — это хорошее описание пути в стендапе.

Короче, хорошая книга, читайте.

Источник: http://mintmint.ru/kak-lyudi-dumayut-dmitriya-cherny-sheva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.